Два самых адекватных текста, которые мне удалось прочитать после трагедии в Кемерово. Оба они отвечают на самый главный вопрос: что я сам могу сделать сейчас? Как ни жаль, ничего и никого вернуть нельзя. Можно и нужно сделать все, от меня зависящее, чтобы такое никогда не повторилось. Эти тексты в чем-то перекликаются, но я помещу тут оба: когда речь идет о пожарной безопасности, лучше пере-, чем недо-. Прочитайте их, пожалуйста, друзья!
Евгений Волков (г. Екатеринбург, facebook.com/eugen.volkov.9):
«После катастрофы в Кемерово, о которой не могу перестать думать уже третий день, темы пожарной безопасности активно обсуждаются в сети. Вижу, что даже мой пост полугодичной давности про закрытые двери в ЕЦ снова стал популярен.
На самом деле, мне много чего хочется сказать о пожарной безопасности и нашем к ней отношении. Сегодня вечером буду говорить об этом в “Сумме мнений” на ЕТВ. А сейчас попробую собрать свои разрозненные мысли тут. Получится, правда, длинно.
1. Не стоит отвлекаться на обсуждение причин пожара. Это вообще не должно быть темой. Пожары возникают по сотне разных причин. Дети погибли не от того, что пожар возник, а только от того, что не смогли вовремя от него убежать.
2. Разговоры про “пластик”, котором был отделан ТЦ, тоже белый шум, отвлекающий от главного. Это несущественно. Во-первых, горит в принципе всё при определенной температуре. Во-вторых, в любом эксплуатируемом здании найдется, чему легко загореться: мебель, бумага, текстиль, оборудование. Вы же не будете кресла в кинотеатре из бетона делать. А горючая отделка на путях эвакуации и так запрещена; я уверен, что ее там и не было. В-третьих, даже самые “экологически чистые” березовые дрова, если в непрогоревшей до конца печи закрыть заслонку, будут выделять смертельно ядовитый угарный газ. Люди погибли не от того, что горело что-то “не то”, а от того, что не смогли убежать.
3. Наверное, вы ждете, что я буду писать про коррупцию при согласовании проектов. Не буду. Во-первых, при всех проблемах в этой сфере базовые нормативы все равно соблюдаются. На 4 этаже злополучного ТЦ в Кемерово было 6 эвакуационных лестниц. Там были системы оповещения, пожаротушения и дымоудаления при пожаре. Этого достаточно. Люди погибли не от того, что лестниц не было, а от того, что они были заперты.
4. У нас в школе, когда я учился, одна из двух лестниц, ведущих с третьего этажа, была заперта при помощи швабры, которую вставляли между ручек. Чтобы дети “не шастали там”. Когда в школу приезжали всякие комиссии, лестницу открывали. Это я к тому, что проверка в России обеспечивает соблюдение правил безопасности только в день проверки. А каждый день никакое МЧС не напроверяется. Если люди не считают соблюдение каких-то правил важным, МЧС не заставит. И наоборот. Никто не проверяет, чистите ли вы зубы - но вы же их чистите?
5. Я не раз сталкивался с тем, что большинство людей не в курсе элементарных правил поведения при пожаре. Как правило, на вопрос “что вы сделаете в первую очередь, если в помещении сильный запах дыма”, люди отвечают “буду искать, где горит”.
В то время как порядок поведения при признаках пожара такой (цитирую по памяти):
1. Позвонить 01;
2. Эвакуироваться, а тем, кто отвечает за коллектив, организовать эвакуацию остальных;
3. Если возгорание носит локальный характер, то до прибытия пожарных можно воспользоваться огнетушителем.
Этот порядок написан на всех памятках, на всех щитах и во всех инструкциях. И он приводит к сохранению жизни людей. При этом в 99 случаев из 100 может оказаться, что возгорание было пустяковым, пожарных вызвали зря, и можно было не эвакуироваться. А в одном случае из 100, пока вы бегаете и ищете, “где горит”, огонь отрежет вам путь эвакуации.
Я однажды в общественном здании во время пожара (не буду писать подробности, долго) и наблюдал именно это. Вахтеры, администраторы и прочие начинают бегать и принюхиваться вместо того, чтобы вызывать пожарных и организовывать эвакуацию. Живо представляю себе, как эта тетка в Кемерово, запершая зал на ключ, сначала побежала смотреть, где горит, а возвращаться потом уже было поздно. Охранник отключил сигнализацию, чтобы “не пищала”. Из любого кинозала есть два выхода, но стоит ли говорить, что второй в России всегда закрыт по умолчанию, “чтоб не шастали”.
Я вообще не люблю разговоров про менталитет, но если есть то самое русское “авось” - то это вот оно самое.
6. Отдельный вопрос: почему при всем обилии табличек, щитов, уроках ОБЖ в школах люди, как показывает практика, не знают, как себя вести при пожаре. Мне это напоминает изучение иностранного языка в советской системе образования: люди сдают тысячи и кандидатский минимум, а на деле “лет ми спик фром май харт”. Я в ужасе, когда читаю, что в Кемерово люди во время пожара набивались в лифт. Лифтом при пожаре вообще пользоваться нельзя, это азы! Нужны не бесконечные памятки и подписи под инструктажами, а простая и эффективная реклама, которая доходит до всех. Ведь все, кто хоть один раз летал на самолете, знают, как надевать кислородную маску.
7. У меня двоюродная сестра живет в Англии. Работает в банке. Однажды она сломала ногу и пришла на работу в гипсе. В первый же день к ней пришел человек, отвечающий за пожарную безопасность в офисном здании и сказал: “Сейчас я с вами буду проводить учения, за какое время вы успеете эвакуироваться по лестнице”. Она попробовала послать его куда подальше (это по-нашенски!). Тогда пожарный сказал, что в этом случае будет вынужден перевести ее и весь ее отдел на первый этаж. Вот это приоритет безопасности в деле. Сравните с Ельцин-центром, где сняли велосипедные замки с эвакуационных выходов только после скандала - и то не все.
8. Пресловутый “менталитет” - он не раз и навсегда. Мне помнится, что еще лет 15 назад большинство водителей накидывали ремень только при виде гаишника; это считалось как-то “не по-пацански”. Сейчас многое изменилось. Здесь работают и штрафы, и социальная реклама, которая меняет отношение в обществе к проблеме.
Думаю, сейчас самый подходящий момент для до того, чтобы массово поменять отношение к пожарной безопасности. Должна быть нулевая терпимость к “авось”. Это произойдет, когда здоровое отношение к безопасности станет массовым. Ведь, что говорить, даже во время той ложной тревоги, когда я обнаружил запертые двери на лестнице в Ельцин-центре, в нашем офисе эвакуировался я один. Остальные сидели на месте под звуки сирены. Мои обращения к администрации здания вызывали реакцию “чего он от нас хочет?”.
Не надо боятся прослыть чудаком, задавая вопросы про меры безопасности. Я думаю, многое поменяется, когда люди начнут требовать от администратора кинотеатра открыть выход - или сдавать билет и не идти на сеанс. Если в вашем офисе закрыта лестница - требовать открыть, угрожая иначе не выйти на работу. Это нормально, это не стыдно. Вы же не поедете, к примеру, на автобусе, если увидите, что водитель пьян? Жизнь дороже».
(https://www.facebook.com/eugen.volkov.9/posts/10216179494270775)
Владимир Зима (Москва, facebook.com/vladimir.zima.100):
«Когда-то давно, в начале девяностых, ко мне в офис частной клиники пришел пожарный инспектор. Выписал массу предписаний и продемонстрировав огромный ожог на руке, предупредил, что договориться не получится.
Как же я был на него зол. Взятка обошлась бы намного дешевле, чем полная замена стеновых покрытий в коридорах, установка новой сигнализации и оборудование пожарных стендов. Во много раз дешевле.
Конечно же, я пытался "решить вопрос". Но друзья мне сказали: "С ним не решишь. Он долбанутый (смягчаю термин) на всю голову. Но герой - несколько жизней спас. Поэтому и начальство с ним ничего сделать не может".
На технических требованиях мужик не успокоился. Опросил всех сотрудников на знание того, куда бежать, если пожар. И когда обнаружил, что со знаниями туго, по своей инициативе провел моим сотрудникам занятие по эвакуации.
В общем, странный был мужик. И злился я на него до тех пор, пока у нас не замкнул один из приборов и в коридоре не появился дым. И мои сотрудники сумели быстро эвакуировать всех, кто был в клинике и быстро потушили огонь.
Тогда я позвонил ему и сказал: "Спасибо". А он ответил, что первый раз в жизни слышит от предпринимателя не проклятья, а благодарность.
И я точно знаю, что таких как он немного.
Я сам не инспектор. Я занимаюсь устойчивостью бизнеса. А она требует того, чтобы люди выполняли правила. И поэтому мне тоже приходится сталкиваться с активной нелюбовью, а иногда и с ненавистью.
Как же зло на меня смотрят в компаниях, когда посещая производство я прошу показать журналы техники безопасности и настаиваю на том, чтобы все нарушения были заактированы и приняты в работу.
Как ненавидят подрядчики, когда на их вопрос о том, как со мной договориться, наши руководители говорят: "Он долбанутый (я смягчил). С ним не договоритесь".
Как начинают плести интриги закупщики, когда инициирую проверку сертификатов и другой документации.
И даже некоторые владельцы бизнеса, сами же заинтересованные в том, чтобы он работал по правилам, смотрят косо, когда объясняю, что за ликвидацию некоторых рисков нужно заплатить по-полной.
И нечего говорить про несовершенство государственной системы, пока у самих людей сиюминутные интересы идут впереди общественных. Пока о рисках для жизни думают после рассмотрения риска потери прибыли.
Самое поганое во всем произошедшем, что большинство осудит со стороны. Осыплет проклятьями чиновников, предпринимателей, систему. Но не посмотрит на себя.
Какой-то пожарный инспектор ужаснется новостям, но не сможет отказаться от взятки, потому как надо купить жене или ребенку подарок. А может быть новую машину себе. Какой-то предприниматель не потратит денег на пожарную систему, потому что эти деньги у него уже изъял инспектор. А может быть просто потому, что не умея управлять, раздул штат и теперь не знает, как всем выплатить зарплату. А какой-то сотрудник наплюет на инструкцию, потому, что составлял ее тот, кто не понимает процессов. А может быть просто потому, что лень.
А потом случится следующая трагедия. И опять будут мероприятия и проверки. И будет множество недовольных. И опять мало кто посмотрит на себя».
(https://www.facebook.com/vladimir.zima.100/posts/1147744442027467)
#Кемерово #зимняявишня